Выстраивать бизнес цепочки уважающая себя компания начинает с проверки благонадежности контрагентов, аналитических расчетов прибыли по той или иной сделке.

Но есть неочевидные факторы, которые проявляются непосредственно во время исполнения сделок и обязательств.

Например, контрагент может быть чист с точки зрения судебной истории, наличия активов и недвижимости, и вполне порядочен. Но это не избавляет его партнеров от возможных рисков по задержке оплат.

О чем речь?

Что такое кассовый разрыв?

Кассовый разрыв —  это ситуация, при которой компания временно не может оплатить текущие расходы. Компания — не банкрот, деньги есть, но они либо в обороте, либо в виде замороженных активов.

От кассового разрыва не застрахован ни один бизнес. Как понять, что у вашего должника именно этот симптом?

Чаще других в подобную ситуацию попадают производственные, строительные и товарные компании.

Кассовый разрыв — это именно временная нехватка средств, которая проходит с поступлением денежных средств по оказанным услугам или отгруженным товарам. 

Отчего это бывает?

Основные причины — отсутствие грамотного планирования движения средств, отсутствие балансирования, неплатежи заказчиков и появление непредвиденных расходов у компании.

Для планирования денежных потоков достаточно просто рассчитывать остаток денег с учетом будущих поступлений и расходов хотя бы на месяц вперед.

Рекомендация: для того, чтобы не проворонить переход от состояния кассового разрыва контрагента к стадии хронического должника, а впоследствии и банкрота, не забывайте контролировать с Картотекой:

  • статус контрагента 
  • судебную историю
  • состояние задолженности перед бюджетом 
  • (не)нахождение в рисковых реестрах 
  • назначение проверок (что является показателем фактора рисков в деятельности компании)

Какие признаки об этом свидетельствуют?

При кассовом разрыве контрагент не уклоняется от исполнения обязательств, выходить на связь и подписывает все необходимые документы, возвращая ваши экземпляры.

 

Но при этом должник:

 

  • дробит оплаты для расчета с поставщиками и клиентами, чтобы дольше расплачиваться, но аккумулировать необходимые суммы
  • просит отсрочку платежей
  • исключает низкоприоритетные платежи, избирательно относится к исполнению обязательств (учитывает авторитетность кредитора, размер обязательств, терпеливость партнеров, определяет «жизненно важных» для деятельности компании партнеров и пр.)
  • избегает накопления задолженности перед бюджетом (налоговая, ФСЗН, таможня и пр.), потому не имеет плохой платежной истории по этому параметру
  • активно работает с собственной «дебиторкой» (выступает в качестве истца, рассылает претензии своим должникам, приостанавливает работы и поставки своим контрагентам и пр.)
  • активно продает свои свободные(неиспользуемые) активы — оборудование, станки, незанятые офисные или складские площади
  • устраивает всевозможные акции и распродажи (эта информация может отображаться на сайте компании или в ином открытом доступе)
  • предлагает своим кредиторам бартер и иные способы взаимозачетов\взаиморасчетов