Совет по развитию предпринимательства в рамках проекта Государственной программы «Малое и среднее предпринимательство» на 2021-2025 годы внес на рассмотрение в Министерство экономики предложения по минимизации рисков для бизнеса.

Среди основных необходимых корректировок предложено:

  • исключить из Кодекса об административных правонарушениях статьи, не содержащих четкого определения состава административного правонарушения либо содержащих оценочные категории, влекущие широкое толкования при применении мер ответственности
  • обеспечить в публичном доступе:
    — описание признаков сделок, которые формально не противоречат законодательству, но имеют побочный эффект в виде возникновения необоснованных налоговых льгот
    — схематичные примеры взаимоотношений субъектов в рамках холдинговых структур, к которым возникают претензии со стороны налоговых органов
  • исключить ответственность субъекта хозяйствования за недобросовестного контрагента, допустившего искажения при учете хозяйственных операций или при оформлении первичных документов
  • исключить практику приостановления всех расходных операций плательщика в случае выявления налогового нарушения по результатам проверки
  •  минимизировать возможность давления на бизнес через механизм уголовного преследования,для чего законодательно ограничить на этапе следствия и суда по экономическим преступлениям избрание в отношении подозреваемых или обвиняемых меры пресечения в виде содержания под стражей в пользу расширения применения меры пресечения в виде домашнего ареста или залога

Для преодоления риска неопределенности правовых и устранения недостаточной прозрачности функционирования судебной системы усовершенствовать практику административного процесса, обеспечив гласность при рассмотрении дел об административных правонарушениях.

Для этого:

  • обеспечить в публичном доступе примеры арбитражных споров, по которым судами поддержана позиция налоговых органов либо позиция налогоплательщиков
  • создать орган по изучению практики рассмотрения дел об административных правонарушениях, обобщению ее и формированию обязательных для исполнения указаний в отношении этой практики
  • обязать суды при рассмотрении дел по вопросам незаконной минимизации налоговых обязательств отражать в решениях причины неприменения ст. 3 НК, подп. 9.1. Директивы № 4 в пользу субъектов хозяйствования

В целях упорядочения мер ответственности и обеспечения их сбалансированности с последствиями допущенного правонарушения предложено установить в Кодексе об административных правонарушениях следующую градацию санкций:

  • за правонарушения, которые не привели и не могли привести к возникновению непосредственного материального вреда для государства, юридических или физических лиц – предупреждение или до 2 базовых величин
  • за правонарушения, которые могли привести или привели к возникновению вреда, который возможно оценить в денежном эквиваленте – до 20 базовых величин (с возмещением размера вреда)
  • за правонарушения, которые причинили конкретный материальный вред
  • до 100 базовых величин (с возмещением размера вреда).