Совет по развитию предпринимательства в рамках проекта Государственной программы «Малое и среднее предпринимательство» на 2021-2025 годы внес на рассмотрение в Министерство экономики предложения по минимизации рисков для бизнеса.
Среди основных необходимых корректировок предложено:
- исключить из Кодекса об административных правонарушениях статьи, не содержащих четкого определения состава административного правонарушения либо содержащих оценочные категории, влекущие широкое толкования при применении мер ответственности
- обеспечить в публичном доступе:
— описание признаков сделок, которые формально не противоречат законодательству, но имеют побочный эффект в виде возникновения необоснованных налоговых льгот
— схематичные примеры взаимоотношений субъектов в рамках холдинговых структур, к которым возникают претензии со стороны налоговых органов - исключить ответственность субъекта хозяйствования за недобросовестного контрагента, допустившего искажения при учете хозяйственных операций или при оформлении первичных документов
- исключить практику приостановления всех расходных операций плательщика в случае выявления налогового нарушения по результатам проверки
- минимизировать возможность давления на бизнес через механизм уголовного преследования,для чего законодательно ограничить на этапе следствия и суда по экономическим преступлениям избрание в отношении подозреваемых или обвиняемых меры пресечения в виде содержания под стражей в пользу расширения применения меры пресечения в виде домашнего ареста или залога
Для преодоления риска неопределенности правовых и устранения недостаточной прозрачности функционирования судебной системы усовершенствовать практику административного процесса, обеспечив гласность при рассмотрении дел об административных правонарушениях.
Для этого:
- обеспечить в публичном доступе примеры арбитражных споров, по которым судами поддержана позиция налоговых органов либо позиция налогоплательщиков
- создать орган по изучению практики рассмотрения дел об административных правонарушениях, обобщению ее и формированию обязательных для исполнения указаний в отношении этой практики
- обязать суды при рассмотрении дел по вопросам незаконной минимизации налоговых обязательств отражать в решениях причины неприменения ст. 3 НК, подп. 9.1. Директивы № 4 в пользу субъектов хозяйствования
В целях упорядочения мер ответственности и обеспечения их сбалансированности с последствиями допущенного правонарушения предложено установить в Кодексе об административных правонарушениях следующую градацию санкций:
- за правонарушения, которые не привели и не могли привести к возникновению непосредственного материального вреда для государства, юридических или физических лиц – предупреждение или до 2 базовых величин
- за правонарушения, которые могли привести или привели к возникновению вреда, который возможно оценить в денежном эквиваленте – до 20 базовых величин (с возмещением размера вреда)
- за правонарушения, которые причинили конкретный материальный вред
- до 100 базовых величин (с возмещением размера вреда).
Источник: Совет по развитию предпринимательства