Что такое камеральный контроль?
Камеральный контроль осуществляется налоговыми органами Казахстана на основе изучения и анализа представленной налогоплательщиком (налоговым агентом) налоговой отчетности, сведений уполномоченных государственных органов, а также других документов и сведений о деятельности налогоплательщика.
Камеральный контроль является составной частью системы управления рисками.
Камеральный контроль предоставляет налогоплательщику право самостоятельно устранить нарушения, выявленные налоговыми органами, путем постановки на регистрационный учет в налоговых органах и (или) представления налоговой отчетности в соответствии со ст. 96 НК и (или) уплаты налогов\платежей в бюджет.
Камеральный контроль проводится на основании сопоставления данных:
- налоговой отчетности
- сведений иных государственных органов об объектах налогообложения и (или) объектах, связанных с налогообложением
- сведений, полученных из различных источников информации, по деятельности налогоплательщика
- иной отчетности, установленной Налоговым кодексом
Камеральный контроль проводится за соответствующий налоговый период после истечения срока представления налоговой отчетности за такой период.
Камеральный контроль осуществляется в течение срока исковой давности с учетом положений ст. 48 НК.
Как оформляются результаты проверок?
По результатам камерального контроля оформляются:
- при незначительной степени риска — нарушение с внесением в систему управления рисками
- при средней степени риска — извещение о нарушениях, выявленных по результатам проведения камерального контроля, с приложением описания выявленных нарушений
- при высокой степени риска — уведомления об устранении нарушений, выявленные по результатам проведения камерального контроля, с приложением описания выявленных нарушений
Как исполняется налогоплательщиком?
Исполнение уведомления об устранении нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля, осуществляется налогоплательщиком (налоговым агентом) в течение 30 рабочих дней со дня, следующего за днем его вручения (получения).
Форма извещения о нарушениях устанавливается уполномоченным органом.
Исполнением уведомления об устранении нарушений, выявленных по результатам камерального контроля, признается представление налогоплательщиком (налоговым агентом) одного из следующих документов:
- налоговой отчетности за налоговый период, к которому относятся выявленные нарушения
- пояснения по выявленным нарушениям, соответствующего заявленным требованиям
- жалобы на действия (бездействие) должностных лиц налоговых органов по направлению такого уведомления
Если налогоплательщик не согласен с результатами контроля?
При несогласии с указанными в уведомлении нарушениями налогоплательщик (налоговый агент):
- представляет в налоговые органы налоговую отчетность за период, к которому относятся выявленные нарушения
- прилагает один из следующих документов:
- пояснение по выявленным нарушениям на бумажном или электронном носителе — в налоговый орган, направивший уведомление об устранении нарушений, выявленных по результатам камерального контроля
- жалобу на действия (бездействие) должностных лиц налоговых органов по направлению уведомления об устранении нарушений, выявленных по результатам камерального контроля, в вышестоящий налоговый орган
В пояснении необходимо указать:
- дату подписания пояснения налогоплательщиком (налоговым агентом)
- фамилию, имя и отчество (при его наличии) либо полное наименование лица, представляющего пояснение, его место жительства (место нахождения)
- идентификационный номер налогоплательщика (налогового агента)
- наименование налогового органа, направившего уведомление об устранении нарушений, выявленных по результатам камерального контроля
- обстоятельства, являющиеся основанием для несогласия лица, представляющего пояснение, с указанными в уведомлении нарушениями
- перечень прилагаемых документов
В случае, если в качестве основания для несогласия лица, представляющего пояснение, с указанными в уведомлении нарушениями указываются подтверждающие документы, то копии таких документов, кроме налоговой отчетности, прилагаются к пояснению.
Когда пояснения неуместны?
Налогоплательщик не вправе представлять пояснение по следующим нарушениям, выявленным налоговыми органами по результатам камерального контроля:
- при отнесении на вычеты расходов при исчислении КПН и при отнесении в зачет суммы НДС по приобретенным товарам, работам, услугам:
- на основании счета-фактуры и (или) иного документа, действие (действия) по выписке которых признаны вступившим в законную силу судебным актом совершенным (совершенными) субъектом частного предпринимательства без фактического выполнения работ, оказания услуг, отгрузки товаров
- по сделкам, признанным недействительными на основании вступившего в законную силу решения суда
2. при отнесении на вычеты расходов при исчислении КПН по операциям, совершенным без фактического выполнения работ, оказания услуг, отгрузки товаров с налогоплательщиком, руководитель и (или) учредитель (участник) которого не причастен к регистрации (перерегистрации) и (или) осуществлению финансово-хозяйственной деятельности такого юридического лица, установленных решением суда, вступившим в законную силу
3. при отнесении в зачет суммы НДС по приобретенным товарам, работам, услугам:
- по сделкам (операциям) с юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями, чья регистрация признана недействительной на основании вступившего в законную силу решения суда
- по сделкам (операциям) с юридическими лицами, чья перерегистрация признана недействительной на основании вступившего в законную силу решения суда