Что такое камеральный контроль?

Камеральный контроль осуществляется налоговыми органами Казахстана на основе изучения и анализа представленной налогоплательщиком (налоговым агентом) налоговой отчетности, сведений уполномоченных государственных органов, а также других документов и сведений о деятельности налогоплательщика.

 

Камеральный контроль является составной частью системы управления рисками.

Камеральный контроль предоставляет налогоплательщику право самостоятельно устранить нарушения, выявленные налоговыми органами, путем постановки на регистрационный учет в налоговых органах и (или) представления налоговой отчетности в соответствии со ст. 96 НК и (или) уплаты налогов\платежей в бюджет.

Камеральный контроль проводится на основании сопоставления данных:

  • налоговой отчетности
  • сведений иных государственных органов об объектах налогообложения и (или) объектах, связанных с налогообложением
  • сведений, полученных из различных источников информации, по деятельности налогоплательщика
  • иной отчетности, установленной Налоговым кодексом

Камеральный контроль проводится за соответствующий налоговый период после истечения срока представления налоговой отчетности за такой период.

Камеральный контроль осуществляется в течение срока исковой давности с учетом положений ст. 48 НК.

Как оформляются результаты проверок?

По результатам камерального контроля оформляются:

  • при незначительной степени риска — нарушение с внесением в систему управления рисками
  • при средней степени риска — извещение о нарушениях, выявленных по результатам проведения камерального контроля, с приложением описания выявленных нарушений
  • при высокой степени риска — уведомления об устранении нарушений, выявленные по результатам проведения камерального контроля, с приложением описания выявленных нарушений

Как исполняется налогоплательщиком?

Исполнение уведомления об устранении нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля, осуществляется налогоплательщиком (налоговым агентом) в течение 30 рабочих дней со дня, следующего за днем его вручения (получения).

Форма извещения о нарушениях устанавливается уполномоченным органом.

Исполнением уведомления об устранении нарушений, выявленных по результатам камерального контроля, признается представление налогоплательщиком (налоговым агентом) одного из следующих документов:

  • налоговой отчетности за налоговый период, к которому относятся выявленные нарушения
  • пояснения по выявленным нарушениям, соответствующего заявленным требованиям
  • жалобы на действия (бездействие) должностных лиц налоговых органов по направлению такого уведомления

Если налогоплательщик не согласен с результатами контроля?

При несогласии с указанными в уведомлении нарушениями налогоплательщик (налоговый агент):

  1. представляет в налоговые органы налоговую отчетность за период, к которому относятся выявленные нарушения
  2. прилагает один из следующих документов:
  • пояснение по выявленным нарушениям на бумажном или электронном носителе — в налоговый орган, направивший уведомление об устранении нарушений, выявленных по результатам камерального контроля
  • жалобу на действия (бездействие) должностных лиц налоговых органов по направлению уведомления об устранении нарушений, выявленных по результатам камерального контроля, в вышестоящий налоговый орган

В пояснении необходимо указать:

  • дату подписания пояснения налогоплательщиком (налоговым агентом)
  • фамилию, имя и отчество (при его наличии) либо полное наименование лица, представляющего пояснение, его место жительства (место нахождения)
  • идентификационный номер налогоплательщика (налогового агента)
  • наименование налогового органа, направившего уведомление об устранении нарушений, выявленных по результатам камерального контроля
  • обстоятельства, являющиеся основанием для несогласия лица, представляющего пояснение, с указанными в уведомлении нарушениями
  • перечень прилагаемых документов

В случае, если в качестве основания для несогласия лица, представляющего пояснение, с указанными в уведомлении нарушениями указываются подтверждающие документы, то копии таких документов, кроме налоговой отчетности, прилагаются к пояснению.

Когда пояснения неуместны?

Налогоплательщик не вправе представлять пояснение по следующим нарушениям, выявленным налоговыми органами по результатам камерального контроля:

  1. при отнесении на вычеты расходов при исчислении КПН и при отнесении в зачет суммы НДС по приобретенным товарам, работам, услугам:
  • на основании счета-фактуры и (или) иного документа, действие (действия) по выписке которых признаны вступившим в законную силу судебным актом совершенным (совершенными) субъектом частного предпринимательства без фактического выполнения работ, оказания услуг, отгрузки товаров
  • по сделкам, признанным недействительными на основании вступившего в законную силу решения суда

    2.  при отнесении на вычеты расходов при исчислении КПН по операциям, совершенным без фактического выполнения работ, оказания услуг, отгрузки товаров с налогоплательщиком, руководитель и (или) учредитель (участник) которого не причастен к регистрации (перерегистрации) и (или) осуществлению финансово-хозяйственной деятельности такого юридического лица, установленных решением суда, вступившим в законную силу

   3.  при отнесении в зачет суммы НДС по приобретенным товарам, работам, услугам:

  • по сделкам (операциям) с юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями, чья регистрация признана недействительной на основании вступившего в законную силу решения суда
  • по сделкам (операциям) с юридическими лицами, чья перерегистрация признана недействительной на основании вступившего в законную силу решения суда