Рейтинг деловой репутации

Оценка рисков работы с тем или иным контрагентом – проблема, которая является актуальной в любое время, но в текущих реалиях обрела совершенно новую значимость. В условиях макроэкономической нестабильности, работы в условиях санкционных ограничений, когда происходит переформатирование бизнеса, перестройка логистических цепочек, поиск новых рынков сбыта и новых поставщиков, информация о новых контрагентах приобретает особое значение.

Портал по проверке контрагентов Картотека совместно с рейтинговым агентством BIK Ratings разработали новый продукт – рейтинг деловой репутации компаний. Что это такое, для чего он нужен, кому и как он присваивается, рассказываем в данном материале.

Использование рейтинга деловой репутации

Главное предназначение рейтинга – демонстрация сложившегося уровня деловой репутации компании. Рейтинг деловой репутации играет важнейшую роль при поиске контрагента. Он позволяет пользователям рейтинга оценить вероятные риски взаимодействия с компанией.

Выявление и отсечение недобросовестных компаний, имеющих негативные эпизоды в деловой репутации, дает возможность обезопасить бизнес, избежать прямых финансовых потерь и операционных издержек, связанных с претензионно-исковой работой в отношении контрагента, не исполняющего свои обязательства.

Дополнительными бонусами для объекта оценки является предоставление сертификата и баннера по результатам анализа, которые можно в дальнейшем использовать в своих маркетинговых целях. Также рейтинг будет размещен в профиле компании на сайте Картотеки и на сайте BIK Ratings в разделе Реестр деловой репутации и сохранен до момента окончания действия рейтинга. Отметим, что рейтинг присваивается на 1 год.

Примеры баннеров, которые получит компания при присвоении ей рейтинга деловой репутации:

Сущность рейтингования и обзор методологии

Рейтинг деловой репутации представляет собой оценочное мнение BIK Ratings об уровне восприятия компании общественностью и контрагентами на национальном и внешних рынках, в том числе с учетом:

  • восприятия деятельности компании и особенностей ее функционирования;
  • восприятия профессионализма персонала и руководства компании;
  • восприятия качества реализуемой продукции и добросовестности в исполнении договорных обязательств со стороны объекта оценки.

При этом рейтинг присваивается по утвержденной методологическим комитетом BIK Ratings методологии, которая доступна публично.

Первоначально аналитики оценивают компанию с точки зрения репутационных и финансово-деловых рисков, далее полученное значение корректируется на модификаторы, в числе которых оценки профессионализма руководителей и собственников, восприятия качества реализуемой продукции и добросовестности компании, влияния группы и (или) аффилированных лиц, а также дополнительного модификатора. В методологии раскрыты параметры определения качественных и количественных оценок каждого анализируемого фактора.

Схема присвоения рейтинга деловой репутации

Результатом оценки представленных на рисунке факторов, профилей рисков и модификаторов является рейтинг деловой репутации. Всего предусмотрено 6 рейтинговых категорий: от AAA reputation (рейтинг данной категории характеризует наилучшую оценку деловой репутации компании) до D reputation (рейтинг данной категории характеризует наихудшую оценку деловой репутации компании).

Шкала рейтингов деловой репутации

Объекты оценки (получатели рейтинга)

Объектом оценки для присвоения рейтинга деловой репутации могут выступать юридические лица и индивидуальные предприниматели любой сферы деятельности и используемой системы налогообложения. Обобщенно категории анализируемых лиц представлены на рисунке ниже.

При универсальности разработанной методологии, она содержит перечень случаев, когда рейтинговое агентство может отказать в присвоении рейтинга деловой репутации. Например, если компания ведет свою деятельность менее 9 месяцев, если компания находится в стадии ликвидации или реорганизации или если компания допустила дефолт по своим долговым обязательствам. При этом отметим, что в этих случаях возможен, но не обязателен отказ от присвоения рейтинга. Решение в конкретном случае принимается индивидуально, в том числе в зависимости от наличия достаточной для анализа информации.

Порядок получения рейтинга деловой репутации и включения в реестр деловой репутации

Для получения рейтинга деловой репутации в первую очередь необходимо урегулировать юридические вопросы: подписать договор и дать разрешение на получение кредитной истории.

Важнейшим шагом для присвоения рейтинга является предоставление исходной информации объектом оценки. Перечень запрашиваемой информации небольшой, сбор данных в зависимости от размера компании и инициативности ее работников займет не более одного дня.

После выполнения вышеперечисленных шагов, аналитики рейтингового агентства начинают работу по анализу поученных данных и поиску информации о компании в доступных источниках. Так, в соответствии с разработанной методологией, компании присваивается рейтинг деловой репутации.

Далее информация о присвоении рейтинга деловой репутации направляется заказчику. Объект оценки получает баннеры и сертификат, а также проект пресс-релиза и аналитического отчета с содержанием описания факторов, которые повлияли на рейтинговую оценку. Из полученных документов объект оценки может исключить фактические ошибки и конфиденциальную информацию.

После всех согласований информация размещается на сайте BIK Ratings и на сайте Картотеки. При этом компания имеет возможность отказаться от публикации информации о присвоении ей рейтинга.

Возможные варианты взаимодействия

Основным продуктом, разработанным компаниями, является публичный рейтинг деловой репутации, заказчиком которого является непосредственного компания – объект оценки. Однако также мы предлагаем возможность оценить деловую репутацию Вашего (потенциального) контрагента. В таком случае есть несколько вариантов взаимодействия:

  1. если компания-контрагент готова предоставить запрашиваемую исходную информацию: тогда данной компании присваивается (не)публичный рейтинг деловой репутации согласно описанной ранее методологии;
  2. если компания-контрагент не готова предоставить запрашиваемую исходную информацию: в таком случае аналитики BIK Ratings предварительно оценивают возможность полного или объективность частичного применения разработанной методологии; при этом данная оценка является исключительно непубличной.

На рисунке ниже обобщены все возможные варианты сотрудничества и их результаты в зависимости от того, кто является заказчиком исследования и какие данные доступны BIK Ratings.

Так, с использованием рейтинга деловой репутации компания имеет возможность подтвердить уровень своей надежности как делового партнера, а также оценить данный уровень в отношении своих контрагентов. Полезным будет и сравнение с конкурентами.

Для получения консультации по вопросам получения рейтинга деловой репутации необходимо оставить заявку на сайте рейтингового агентства.

Справочно. BIK Ratings – это первое и в настоящий момент единственное рейтинговое агентство в Республике Беларусь, аккредитованное Национальным банком. Основной фокус деятельности агентства – присвоение кредитных рейтингов эмитентам облигаций и токенов. Вместе с этим, агентство оказывает услуги по присвоению некредитных рейтингов, аналитические исследовательские услуги, а также проводит рэнкинги.