В Казахстане с 24.10.2020 действуют Правила, которые определяют порядок использования электронных идентификаторов (навигационных пломб) органами государственных доходов на автотранспортных средствах.

В чем суть?

При осуществлении международных автомобильных перевозок грузов из государств-членов ЕАЭС в Республику Казахстан или из одного государства-члена ЕАЭС в другое государство-член ЕАЭС транзитом через территорию Республики Казахстан грузовые отсеки автотранспортных средств пломбируются территориальными органами государственных доходов на Государственной границе Республики Казахстан с государствами-членами ЕАЭС электронными идентификаторами (навигационными пломбами).

Какова процедура?

При въезде автотранспортного средства на территорию Республики Казахстан на автомобильном пункте пропуска на государственной границе должностное лицо территориального органа госдоходов запрашивает у перевозчика товарно-транспортные накладные (CMR, ТТН) со сведениями о перевозимом грузе, маршруте следования и в ИС «Слежение маршрута» вносит следующую информацию:

  • государственный регистрационный номерной знак автотранспортного средства, страна регистрации
  • вид объекта (объектов) пломбирования (автотранспортное средство, прицеп, полуприцеп)
  • номер и дата товарно-транспортной накладной (CMR, ТТН)
  • коды товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС
  • наименование перевозчика, страна регистрации перевозчика
  • фамилия, имя, отчество (при его наличии) водителя автотранспортного средства, номер телефона
  • особые отметки (предположительный срок доставки грузов)

Должностное лицо после внесения необходимых сведений в ИС «Слежение маршрута» устанавливает электронный идентификатор (навигационную пломбу) на грузовой отсек автотранспортного средства, информирует Оператора о начале маршрута следования автотранспортного средства и активирует электронный идентификатор (навигационную пломбу).

При выезде автотранспортного средства из Республики Казахстан должностное лицо на государственной границе проводит осмотр электронного идентификатора (навигационной пломбы) с целью определения исправности, целостности и (или) наличия повреждений.

После проведенного осмотра должностное лицо информирует Оператора о завершении маршрута следования автотранспортного средства на территории Республики Казахстан, деактивирует и снимает электронный идентификатор (навигационную пломбу).

А если опломбированный груз далее не следует по причине форс-можора и не только?

При возникновении обстоятельств, препятствующих исполнению перевозчиком своих обязанностей или дальнейшей перевозке грузов вследствие аварии, действия непреодолимой силы либо иных обстоятельств, препятствующих доставке грузов, перевозчик или лицо, перемещающее грузы, принимают все меры для обеспечения сохранности груза и автотранспортного средства, незамедлительно сообщить в ближайший орган государственных доходов и Оператору об этих обстоятельствах и о месте нахождения грузов.

Должностное лицо по прибытию на место нахождения автотранспортного средства составляет акт об обстоятельствах, препятствующих дальнейшей перевозке грузов.

После составления акта должностным лицом принимается решение о снятии электронного идентификатора (навигационной пломбы) и установления его в случае целостности и отсутствия повреждений на другое автотранспортное средство.

В каких случаях уведомляется «контролер»?

Оператор обязан незамедлительно в круглосуточном режиме информировать о следующих обстоятельствах, возникших при перевозке грузов Комитет и орган государственных доходов на территории которого возникли обстоятельства:

  • отклонение автотранспортного средства от маршрута следования (автомагистрали республиканского значения) на расстоянии более 1 (одного) километра
  • поступление сигнала от электронного идентификатора (навигационной пломбы) о возможном вскрытии (неисправности) электронного идентификатора (навигационной пломбы) или о снижении уровня заряда батареи электронного идентификатора (навигационной пломбы) до 10% и ниже
  • отсутствие связи с электронным идентификатором (навигационной пломбой) более 2 (двух) часов
  • отцепка движущего состава, на котором установлен электронный идентификатор (навигационная пломба), от автотранспортного средства
  • возникновение технической неисправности автотранспортного средства по маршруту следования

Источникonline.zakon.kz