С июля вступят в силу обновленные нормы, регулирующие взаимоотношения стороны в исполнительном производстве.

 

Основание: Закон от 06.01.2021 № 90-З

 

Что изменится для взыскателей?

 

  • Направление исполнительного документа по месту получения должником заработной платы и приравненных к ней доходов не будет являться основанием для окончания исполнительного производства.
  • Предоставление судом, иным уполномоченным органом (уполномоченным лицом) отсрочки или рассрочки исполнения исполнительного документа будет выступать основанием для приостановления исполнительного производства (в настоящее время данные обстоятельства являются основанием для возвращения исполнительного документа взыскателю и окончания исполнительного производства).

 

Нормы закона направлены на:

  • защиту прав взыскателей в части усиления контроля судебных исполнителей за исполнением таких исполнительных документов
  • упрощение порядка обращения взыскателей в орган принудительного исполнения для возбуждения исполнительного производства

 

Обязанность взыскателя в первую очередь предъявить исполнительный документ в банк и (или) небанковскую кредитно-финансовую организацию для списания в бесспорном порядке денежных средств со счетов должника — индивидуального предпринимателя или юридического лица до предъявления исполнительного документа  к исполнению в орган принудительного исполнения заменена правом взыскателя осуществить данное действие.

  • упрощение порядка обжалования постановлений, действий (бездействия) судебных исполнителей (установлены минимальные требования при подаче документов для рассмотрения процессуальной жалобы)

Медиации — зеленый свет?

 

Закон предусматривает внедрение в исполнительное производство системы мотивации при реализации сторонами института медиации.

Заключение между взыскателем и должником соглашения о применении медиации будет являться основанием для приостановления исполнительного производства.

 

При заключении между взыскателем и должником мирового соглашения или медиативного соглашения при наличии оснований для взыскания принудительного сбора его размер будет составлять всего 50 процентов от установленного.

 

Данные нормы направлены на стимулирование добровольного урегулирования сторонами вопросов погашения задолженности по исполнительным документам.

Что с очередностью удовлетворения требований?

 

Корректируется очередность удовлетворения требований взыскателей по исполнительным производствам.

  • удовлетворение требований, имеющих социальную направленность (оплата труда граждан, работающих (работавших) у должника по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг или создание объектов интеллектуальной собственности, о возмещении ущерба, причиненного преступлением или административным правонарушением) будет осуществляться во вторую очередь
  • в случае недостаточности взысканных с должника денежных средств удовлетворение таких требований будет производиться пропорционально причитающейся каждому взыскателю сумме
  • повышается очередность удовлетворения требований о взыскании сумм в бюджеты государственных внебюджетных фондов (взносы на государственное социальное страхование.

Больше нет привязки к местонахождению сторон?

 

Законом устанавливается экстерриториальность в деятельности органов принудительного исполнения, предусматривающая распространение полномочий судебного исполнителя на всю территорию Республики Беларусь.

Что обеспечит возможность оперативного совершения исполнительных действий, в том числе, на территории иной области (города Минска).

 

Процедура реализации арестованного имущества?

 

Предусмотренные Законом изменения направлены на повышение результативности реализации арестованного имущества должников, а также снижение временных и финансовых издержек, связанных с исполнительным производством.

 

Изменяется подход к проведению переоценки арестованного имущества должника в тех случаях, когда в установленный Законом срок имущество не реализовано:

  • вместо одной переоценки, которая проводится сейчас и составляет до 20 процентов от первоначальной стоимости имущества, предлагается проводить четыре переоценки имущества.
  • при этом установлен фиксированный размер переоценки арестованного имущество, составляющий 20 процентов от первоначальной стоимости

 

Изменяется процедура проведения торгов, в том числе электронных, что обусловлено необходимостью повышениях их результативности.

Если покупатель имущества на торгах (электронных торгах) не оплачивает стоимость, за которую им приобретено имущество, либо если устанавливается, что данный покупатель не имел права участвовать в торгах (электронных торгах), такое имущество предлагается приобрести участнику торгов (электронных торгов), который не являлся в данной ситуации  победителем торгов, но при этом им была сделана предпоследняя ставка в ходе проведения торгов.

Активное внедрение информационных технологий?

 

Отдельные концептуальные изменения направлены на развитие информационных технологий в деятельности органов принудительного исполнения.

Предусматривается возможность направления процессуальных документов сторонам исполнительного производства в электронном виде, что повысит оперативность получения сторонами соответствующих документов.

Полномочия судебных исполнителей шире?

Из компетенции суда передается в компетенцию судебного исполнителя право на принятие мер по обеспечению исполнения исполнительного документа в виде временного ограничения права должника — гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя:

  • на управление механическими транспортными средствами
  • на управление моторными маломерными судами, мощность двигателя которых превышает 3,7 киловатта (5 лошадиных сил)
  • права на охоту

 

Повышаются требования для занятия должности судебного исполнителя:

  • обязательное прохождение кандидатом на должность судебного исполнителя стажировки и тестирования на знание законодательства об исполнительном производстве

 

Источник: Минюст