По официальным данным Минюста с начала года по август 2020 в Республике Беларусь было зарегистрировано 28520 субъектов хозяйствования (6618 юридических лиц и 21902 индивидуальных предпринимателя).
В то время как в отношении 19474 субъектов хозяйствования (6603 юридических лиц и 12871 индивидуального предпринимателя) вступили в процедуру ликвидации, о чем свидетельствуют соответствующие записи в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (ЕГР).
Несмотря на суровую реальность и неоднозначность условий для ведения бизнеса новые контрагенты все же появляются. А значит проверку потенциальных контрагентов никто не отменял!
В нашем кратком инфогайде напомним кратко, что и зачем проверять.
Какие копии документов запрашиваем у контрагента — юридического лица?
Определившись с кандидатурами контрагентов для дальнейшего делового сотрудничества перед подписанием договора\контракта обязательно запросите копии следующих документов:
- свидетельства о государственной регистрации — для сверки полного наименования и формы юрлица, даты его регистрации и УНП
На основании информации свидетельства о госрегистрации легко проверить статус компании: действующая\в ликвидации или банкротстве (для проверки перейдите в сервис Картотека).
Присвоенный УНП свидетельствует о постановке на учет в качестве налогоплательщика, присваивается каждому юрлицу при внесении в ЕГР и указывается в качества обязательного реквизита стороны в договоре.
- Устава — с указанием полномочий представителей компании, возможных ограничительных порогов по суммам заключаемых сделок, порядка принятия решения и согласования по крупным сделкам и пр.
Наименование организации в учредительных документах должно совпадать с наименованием организации в свидетельстве и указываемых реквизитах договора! Обратите внимание, что у компании могут быть филиалы либо дочерние подразделения, а у собственника несколько юрлиц со схожим названием, но разной организационно-правовой формой.
- протокола общего собрания о назначении руководителя — для проверки, что лицо действительно является директором, имеет право на выдачу доверенностей и делегирование полномочий иным лицам на подписание документов от имени компании
Обратите внимание на срок назначения (избрания) директора, на полноту его полномочий и наличие возможных ограничений, в противном случае заключение сделки могут признать недействительной.
- доверенности — прямо указанные полномочия, дающие право подписания контракта\договора и предоставление конкретных интересов от имени компании
В доверенности должна быть указана дата её совершения и срок ее действия. Документ обязательно должен быть заверен нотариусом либо руководителем организации/иным уполномоченным на то сотрудником.
- лицензий на осуществление деятельности по договору — во избежание признания сделки недействительной
Виды деятельности, подлежащие лицензированию определены Указом Президента Республики Беларусь от 01.09.2010 № 450 «О лицензировании отдельных видов деятельности».
Обратите внимание на срок лицензии, чтобы она не была просроченной.
Рекомендации:
1. Запрашивайте документы в копиях, заверенных должностным лицом компании или нотариусом в зависимости от ситуаций.
2. Фиксируйте при необходимости факт получения документов от контрагента, составив опись предоставленных копий документов.
3. Не требуйте от контрагента излишних документов и сведений без надобности, это может негативным образом сказаться на предварительных деловых договоренностях и отсрочить заключение сделки.